Основные правила выбора и аренды офиса
Бизнес открыт, бумажные дела позади. Пришло время искать помещение. Как выбрать комфортный офис для важных переговоров с функциональным пространством для коллектива? Используйте простую и действенную схему.
Начало поисков
Подобрать офис можно через агентство или самостоятельно в интернете. Определяемся с источником поиска и переходим к главному вопросу. Какая стоимость аренды вписывается в бюджет? Варианты сокращаются. Идем дальше.
Кроме цены, есть и другие важные моменты:
- вид деятельности бизнеса;
- условия и срок аренды;
- комфорт помещения;
- расположение конкурентов.
Приступайте к оценке помещений после ответов на основные вопросы.
Начинаем с вида деятельности. Выбор места зависит от предоставляемых бизнесом услуг. Частые визиты клиентов и большой коллектив требуют удобного транспортного сообщения. Офис для одного человека правильнее выбирать в шаговой доступности к дому.
На что обращаем внимание?
- Выгодное расположение. Подбирая район или квартал, ориентируйтесь на клиентов или покупателей. Для турагентства или бьюти-индустрии важен пешеходный трафик. Подойдут крупные жилые комплексы или многолюдные районы. Юридическому бизнесу уместно разместиться возле крупных бизнес-центров.
- Площадь помещения. Посчитайте количество необходимых кабинетов, мебели и техники. Организуйте рабочее пространство под численность коллектива. Нужна зона отдыха или переговорная? Спланировать функциональность каждого метра помогут дизайнеры.
- Необходимость ремонта. Многие компании нуждаются в узнаваемой символике и креативном интерьере. Оцените объемы будущих работ и затрат. Некоторым бизнесам подойдут готовые решения.
- Парковка, транспорт. Клиенты и сотрудники оценят возможность оставить свою машину, с комфортом дойти до места назначения. Близость к метро или остановке общественного транспорта будет дополнительным плюсом.
- Поток людей. Трафик нужен не каждому бизнесу. Хорошая проходимость пойдет на руку только тем, кто заинтересован в случайных клиентах.
- График работы. Перед арендой помещения узнайте время работы здания, бизнес-центра. Графики могут не совпасть. Некоторым нужна возможность ночных смен.
Обращайте внимание на особенности аренды. Нужно понимать все услуги и требования арендодателя. Недорогие помещения не всегда оказываются выгодным вариантом. Узнайте стоимость возможных дополнительных услуг: коммунальных платежей, уборки помещений, парковки, охраны.
Что нужно обсудить с арендодателем?
- Оплату мест общего пользования: фойе, коридоры, зону для курения.
- Коммунальные платежи: входят ли они в общий счет аренды.
- Уборку помещений: некоторые бизнес-центры предоставляют клининговые услуги.
- Охрану и видеонаблюдение: спросите о наличии тревожной кнопки, пропускной системе.
- Парковку: узнайте о количестве парковочных мест. Иногда за них нужно платить отдельно.
- Возможность арендных каникул: во время ремонта можно сэкономить. Оговорите с собственником взаимовыгодное сотрудничество. Улучшить помещение можно взамен на временные скидки.
- Ограничения: касается офисов в многоквартирных домах. У жилых помещений могут быть особые правила. Например, не везде можно открывать бизнесы с круглосуточным режимом работы.
Комфорт помещения зависит от особенностей бизнеса и личных потребностей. Большому коллективу и потоку клиентов пригодятся парковочные места, гардероб, кафе, зоны отдыха. В таком случае удобно арендовать помешение в крупном бизнес-центре.
Помните об обеденном перерыве. Можно выбрать здание с кофейнями, буфетами и ресторанами, помещение с собственной кухней. При отсутствии перечисленных вариантов оцените местность рядом с офисом. Преимуществом станут столовые и кафе в шаговой доступности. В другом случае комфорт сотрудников будет нарушен.
Не просмотрите расположение санузлов. Вряд ли кому-то понравится отвлекаться от дел и уходить на другие этажи. Подумайте о местах для курения. Они должны располагаться внутри или снаружи здания.
Изучите расположение похожих бизнесов. Невыгодно снимать офис снимать офис с их изобилием рядом. С прямыми и косвенными конкурентами придется активно бороться за клиентов. В итоге вы потеряете поток или будете дополнительно вкладываться в наружную рекламу.
Действия подходят к концу
Вы определились с помещением, идете уверенным шагом подписывать документы и располагаться. Не спешите.
Убедитесь в том, что:
- человек владеет помещением;
- помещение не запрещено сдавать;
- данные кадастрового паспорта совпадают с техническим;
- договоры на дополнительные услуги (интернет, телефон, уборка, охрана) действуют и не требуют перезаключения.
Последние шаги:
- Перепроверяем достоверность документов.
- Сверяем адрес выбранного офиса с указанным в документах.
- Не стесняемся попросить копию договора. Так вы сможете внимательно изучить документ в спокойной обстановке.
- Проверяем помещение после получения акта-приема передачи. Изучите исправность отопления, водопровода, окон, дверей и мебели.
При выборе офиса опирайтесь на вид деятельности, возможных конкурентов, время работы здания и удобство расположения. Серьезно относитесь к прочтению документов. Внимательно изучайте все пункты и подпункты. Заранее оговаривайте условия оплаты, возможные дополнительные услуги. Переезжайте в арендованное место только после подписания договора и акта-приема передачи. Проверяйте помещение.